з-д "Страуме" г.Рига, Латвийская ССР
Эмблема:
toyarmyussr.in.ua
http://visualrian.ru
Историческая справка из Википедии ru.wikipedia.org
"Рижский завод «Страуме» был основан в 1965 году на базе объединения фабрики по производству детских игрушек и завода «Квеле», который специализировался на производстве мелких металлоизделий для быта. Первоначально предприятие размещалось на различных территориях, а только потом для него был специально отстроен головной блок. Новые автономные производственные корпуса были сданы в эксплуатацию в 1974 году. С 1978 года фирма полностью перебазировалась в новые здания. Статистические данные за 1983 год свидетельствуют о том, что на рижском предприятии «Страуме» было произведено около 100000 единиц продукции, из которых особую известность приобрели миксеры, кофемолки, мясорубки, утюги (из электробытовых приборов). Также предприятие специализировалось на производстве игрушек. Общий объём продукции за этот год составил 29,7 млн. рублей (показатель в два раза больший, чем в 1970 году). К этому времени свыше половины продукции получило высокую государственную оценку, были отмечены Союзным знаком качества. На экспорт отправлялось около 12 % продукции предприятия, в основном в государства социалистического блока."
Немного истории о латышской этнографической кукле ( материал сайта dizainastudija.eu в гугл-переводе):
"Известно, что были в Латвии куклы, сделанные в небольших мастерских, в основном из ткани и дерева. Существует точная информация, где и когда первые куклы, одетые в латвийские народные костюмы были сделаны. Как видно из образцов, которые сохранились с 1920-х-30-х годов, в большинстве случаев это были импортные, коммерчески изготовленные куклы, которые были одеты владельцами в самодельные костюмы. Некоторые даже этнографические костюмы не был на сто процентов точными. Попытка показать их патриотизм в виде игрушки впечатляет. В любом случае это, безусловно, сознательный шаг, чтобы поменять одежду стильную, модную и промышленного изготовления куклы на что-то самодельное в этнографическом стиле. В более широком смысле, кукла в этнографической одежде служила признаком принадлежности к стране и ее людям, даже беженцам, за время вынужденной миграции. Это удивительно, что и по сей день для многих латвийских семей по всему миру, в течение нескольких поколений, латвийские кукла считается символом Латвии и воспоминания о Родине.
Здесь уместно напомнить, что из этнографические самоделки проявили невероятную выносливость в любых политических условиях. Модели небольших кукол из ткани или вязаных из шерсти, которые были сделаны в годы независимой Латвии, и латыши, живущие в новых странах проживания, стали сувенирами, востребованными в годы советской власти. Они не отличались этнографическом точностью, однако, цветовые сочетания народных костюмов и другие важные детали были сохранены. Эти куклы также выполняли функции национального символа.
За годы советской власти, совершенно разные были куклы в народных костюмах, когда коллекция кукол в стилизованных народных костюмах народов СССР была обязательная составляющая каждого магазина игрушек. Помните, что детей в советском обществе воспитывали не как отдельного человека, но как послушного члена коллектива коммуны, через игру он должен был узнать о советском образе жизни, ценности социалистического труда и стереотипы поведения, в том числе терпимость, любовь и дружба с представители других советских республик. Этнографические куклы были изготовлены в каждой республике, а кратко были даны типичные признаки каждой культуры. Например, кукла в стилизованной украинской народной одежде называлась Оксана.
Изначально куклы в национальных костюмах выпускались в небольших мастерских по всей территории СССР. Тела были сделаны из ткани с наполнением ватой, голова, руки и ноги изготовляли из прессованных опилок. С развитием отечественного химического производства в начале 1960-х части тела, а чуть позже и все тело куклы, стали изготавливаться из пластика. В это время небольшие кооперативы были объединены в более крупные, в том числе завод в Риге, который находился под юрисдикцией управления машин и металлоконструкций Производство Латвийской ССР совета народного хозяйства. Это был следующий шаг в направлении развития более единого массового производства. Вплоть до 1960-х годов, костюмы для этнографической куклы были сшиты вручную, о чем свидетельствует вышивки и украшение, но в 1970-х годов вышивка была заменена на подражание, которое было изготовлено с применением трафаретной печати. Это также можно увидеть на кукле Байба - ее красочный, стилизованный народный костюм из района Курземе, самая известная модель производства «Страуме» ( Экспериментальная отдел производства Рижского Завода электрической и механической бытовой техники).
Кукла Байба была полностью изготовлена из пластика. Ее косы были также сделаны из синтетического материала. Хлопок и шерсть использовались в ее народном костюме, вышивка частично была заменена принтом черно-белым и цветным. Трафаретной печатью производили также венок на голове, который также был украшен рядом серебро спрей-окрашенные яйца пластика. Независимо от всего этого так называемого "стилизация", этнографический элемент и украшение.История в костюме куклы сохранились достоверно достаточно. Точные детали характерны также другим куклам. Уже многие забыли что Байба была не только латвийскиая кукла производства "поток". Кукла Байба это «сестра» сцены, одетая в стилизованные, но узнаваемый латгальские народные костюмы из района Augszeme.
Как отмечается в "жемчужине" советской эпохи упаковки - как правило, коричневый / серый печатной картонной коробке, скрепленных металлическими скобками - "сестры" предназначены для детей в возрасте от 3 до 10 лет, и был награждены двумя штампами качества. В действительности, однако, куклы, в частности, Байба, были заявлены четко как Сувенирные. Кукла Байба осталась сегодня в воспоминания о старых членов общества: ее образ яркой блондинки, толстая синтетическая коса - желателен, но не всегда достижим. Барьером для этого была очень высокая цена за эту эксклюзивную игрушку. Байбу можно было купить за 11 рублей, хотя кукла сцены была еще дороже - 14 рублей - которые не каждый советский гражданин мог выложить. Хотелось бы предположить, что цена на куклу была сознательная идеологическая шаг: во-первых, куклы в народных костюмах служили экспорт пункта, они могли бы успешно заполнить полки советских магазинов, даже если все другие игрушки быстро исчезли из магазинов. Даже если кто-то купил куклу Байбу, понятно, что игрушка, которая была куплена за крупную сумма денег, не может быть предоставлена ребенку играть каждый день. Таким образом, совершенно случайно, Байба стал символом. Она могла рассматривать каждый день на полках магазинов. Она может быть подвергнута критике, или быть источником удивления. Куклы в народных костюмах демонстрировали национальную принадлежность и в то же время подтверждали нерушимую дружбу советских народов, в действительности это было инородное тело, типа увядания элемент, уступка чувства прошлом, потому что новые, единые граждане создавались в обществе - советские граждане, для них "Родина не дом, и не улица, но весь Советский Союз". Не случайно мы называем "Байба" кукла символ. На подсознательном уровне, на уровне скрытой, внутренней энергии, кукла была настоящей иконой несмотря на его обобщенный народный костюм, советский дизайн и смешную печать качества. Это был источник сохранности непоколебимой латышской идентичности - "пуповина" нашего самого древнего культурного наследия, которое мы сегодня пытаемся сохранить и не всегда успешно."
Каталог, собираемый форумчанами ДП:
1.Айна
Молоток.ру
2. Байба
3. Яна
ebay.com
4. Марите - кукла электромеханическая с коляской
Аукро
5.Повар
travelnews.lv
8. танцующая пара
nostalgin.ru.
9. Куклы в национальных костюмах, в т.ч. Страуме
epochtimes.ru
10. Невеста, 45 см
11. Рита. 45 см