Свежие статьи на сайте DollPlanet.ru
:arrow: Forces of Destiny: Звездные Войны в кукольном формате
:arrow: Shibajuku Girls, большие модницы из Австралии
:arrow: Японскую моду в массы! Куклы Kuu Kuu Harajuku от Гвен Стефани

****
ВАЖНО! В случае получения подозрительных ЛС (спам, попрошайничество и т.п.) высылайте на admin ЦИТАТУ и СКРИНШОТ.
Заметили, что у Вас cтало меньше сообщений? Не переживайте! Из объемных тем удаляются сообщения старше 2-3 месяцев с неактуальной информацией ("где купили", битые ссылки, оффтопы и др.)
Когда форум "тормозит", получаются дубли сообщений. Мы будем благодарны вам за жалобы (кнопка \!/) на дублях - так сможем удалить их быстрее!

Изменения правил раздела продаж (п.4): ограничения количества продаваемых кукол, голов и тел. Подробнее...

Изменения ОБЩИХ правил форума (п.2.1): увеличен до 800 пкс предельный размер вставляемых изображений в посты. Подробнее...

Источники знаний о русских игрушках

Куклы, выпущенные до 1945-го года. Общее обсуждение, идентификация, антикварные куклы в музеях, частные коллекции...

Модератор: Dalila

Правила форума
В данном подфоруме действуют ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА. Благодарим за внимание к ним!
Vasilisa
Новичок на форуме
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 23 дек 2009, 15:45

Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Vasilisa » 29 дек 2009, 20:46

Дамы,а меня интересуют русские куклы из книги Г.Дайн "Русская игрушка"1987г.Это так называемые куклы "талия"-конец19,нач.20 века.В книге написано,что головы у них из папье-маше,есть еще и из фарфора.
Изображение
Мне интересно,что у них внутри,как они были сделаны?из чего?

Аватара пользователя
Dalila
Dolls, dolls, dolls
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 08 янв 2009, 11:45
Откуда: Москва

Re: Антикварные, старинные куклы. Общая тема-беседка

Сообщение Dalila » 25 янв 2010, 19:31

Vasilisa, мне тоже интересно узнать побольше про пандор и талий, потому что это все-таки наши отечественные куклы, а в то время они ничем не уступали западным аналогам. Головки кстати еще и из дерева выстругивали, могли их делать цельно - то есть голова с туловищем была единой и головка то есть не вертелась.

Аватара пользователя
Dalila
Dolls, dolls, dolls
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 08 янв 2009, 11:45
Откуда: Москва

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Dalila » 01 апр 2010, 20:10

Разговор с Матильдой сподвиг выделить отдельную тему. Давайте систематизируем немного, что и откуда мы знаем про русские игрушки.

Видео-хроники
1) Фильм 1937-го года "Воздушные приключения" (он весь был посвящен рекламе игрушек) - http://internetlook-online.com/blog/2010-01-10-2120
2) Документальный фильм "Куклы в мире людей" (из рецензии: "Зрители познакомятся с уникальным собранием коллекционера и исследователя советской игрушки Сергея Романова") Подробнее про фильм - http://www.masterfilm.ru/film.php?id=73

Книги
1) Г.Дайн "Русская игрушка" 1987
2) Г.Дайн "Игрушечных дел мастера" 1994
3) Аксёнова, Ананьева, Евсеева "Куклы мира" 2008
4) Н.Юрина "Куклы" 2002
5) Б.Голдовский "Куклы. Энциклопедия" 2004
6) Б.Голдовский "Хрупкий образ совершенства" 2007

Девочки, к сожалению, в большинстве книг чаще все по верхам.

Хорошая статья отсюда - http://www.igrologia.ru/izdania/Teoria_ ... omanov.htm

С.Г. Романов
ИГРУШКИ 1920-Х ГОДОВ В СССР
(Размышления реставратора)

В Государственном Историческом музее в декабре 2001 - начале апреля 2002 года проходила выставка "Наше счастливое детство", которая включала большой раздел игрушек 1920 - 1950 гг. Организация этой выставки планировалась давно, ещё в 1994 году, сразу после выставки "Мир и образы детства", которая проходила в новой Третьяковке. Но по ряду различных причин выставка всё откладывалась. И вот, наконец, Государственный Исторический музей рассмотрел предложение организаторов и счёл возможным и интересным показ этой экспозиции в своих стенах в цикле выставок для детей, хотя она всё же больше для взрослых.

В 1920-е годы, сразу после революции, наша ещё молодая тогда новая Россия испытывала колоссальные трудности: не было ничего, в том числе и игрушек. Производство их было очень незначительным: осталось ещё с дореволюционных времён небольшое количество фабрик по выпуску игрушек.
В Петрограде существовал завод "Треугольник" по выпуску резиновых изделий, где в цехе ширпотреба занимались изготовлением игрушек-пищалок. Игрушки, которые изготавливал "Треугольник", делались по английским прессформам, многие из которых задержались в производстве вплоть до 1941 года. В ассортименте фабрики были зверюшки, человечки, птички и рыбки. Все фигурки были очень тщательно проработаны по форме, достаточно реалистичны и скульптурны.

Недалеко от Петрограда, в районе Охты, существовал химкомбинат, где изготавливали игрушки из тонкостенной пластмассы, называемой целлулоидом. Это были куколки, пупсики-голыши, звери и прочее. Выпуск, к сожалению, шёл тоже только по зарубежным прессформам, преимущественно немецким. В Петрограде еще выпускалось большое количество печатных игр и игрушек для вырезания и склеивания.

Что же касается Москвы, то там с дореволюционных времён осталось производство кукол с фарфоровыми головками. Именовалась эта фабрика "Журавлёв и Кочетков". Основана она была в 1915 году и просуществовала при социалистическом строе достаточно долго, вплоть до 1928 года. Продукция фабрики была очень приличного качества, ничуть не уступавшая зарубежным аналогам и, конечно же, безумно дорогой. Кукол одевали в дорогие, роскошные ткани, кружево, заграничную шерсть, изготавливалась обязательно кожаная обувь.

Но стране Советов не нужны были устаревшие образцы пережитого строя, да ещё недоступные по цене для детей простого рабочего класса - и фабрику закрыли по распоряжению Луначарского за излишнюю буржуазность продукции: "У советского ребёнка должны быть куклы, отвечающие советским реалиям - пионеры, рабочие, красноармейцы, а не девочки в локонах и шляпках…".

В эти же 20-е годы появляются артели, занимающиеся именно таким ассортиментом. Многие из них образуются в Москве. Интересны их названия, созвучные тому времени: "Всё для ребёнка", "Забава детей", "Красная игрушка", артель им. КИМ и другие. Артель "КИМ" занималась выпуском игрушек из металла и жести: делала автомобильчики, леечки, лопатки, формочки, волчки, кукольные кроватки и саночки, словом, то, чего так не хватало тогда новым маленьким "хозяевам страны".

Игрушек всё равно не хватало, и в период НЭПа эта проблема была отчасти решена так: на российский рынок хлынул поток игрушек из-за рубежа. Зарубежные игрушки, несомненно, имели более привлекательный вид, чем наши отечественные. То обстоятельство, что страна испытывала огромные экономические трудности, конечно же, влияло на уровень наших игрушек. Как правило, игрушки изготавливали из дешёвого сырья: байки, репса, фланели, кусочков жести и фанеры, ваты, дерева. Но, как ни странно, эти игрушки, как никакие другие, несли в себе огромный заряд энергии, творческого мастерства и наивной детской интонации, свойственной народной игрушке. Ведь кто пришёл работать в артели?! Это, в основном, кустари-одиночки - надомники, народные мастера, которые были вынуждены уехать в город из села или деревни, чтобы прокормиться.

Зарождались новые кооперативные артели и в местах скопления бывших народных промыслов, например, в Сергиевом Посаде, переименованном в Загорск.

Старая артель А.С. Дунаева, которая существовала ещё с конца ХIХ века, в 20-е годы была переименована в артель им. Красной Армии. Но копировать зарубежные игрушки, "осоветчивая" их и внося свои коррективы, артели всё равно долго не могли - на многие образцы наводила критику комиссия по игрушке, искоренявшая зарубежное буржуазное, негативное влияние. Стране были нужны новые игрушки и новые художники, которые вскоре появились - это были студенты Московского техникума игрушки. Одним из таких мастеров и художников был В.В. Пучков, он-то и стал первым, кто придумал выдавленную горячим способом трикотажную головку для куклы. Это позволило облегчить выпуск кукол в нашей стране, решив, таким образом, множество технологических проблем. Головка из трикотажа была проста в изготовлении, дешева, практична и эстетична одновременно - это был прогресс и прорыв в производстве игрушек для нашей страны. Среди игрушек, представленных на выставке по периоду 1920-х - начала 30-х годов, работы таких известных мастеров, как М. Бартрам, Е. Борисова, М. Вильям, С. Власова, Д. Горлов, А. Изергина, Н. Лаврова, В. Мухина, И. Овешков.

Среди представленных на выставке игрушек есть также вещи мемориальные, с легендами, например, пупсик "Пётр Петрович" (это его домашнее прозвище), принадлежавший Пете Чехачёву. История его такова: когда Петя был совсем маленьким (а было это в 1924 году) его мама пошла в магазин за игрушкой для сына и увидела там этого пупса. Он был внешне так похож на Петю, что мама его тут же купила и назвала в честь сына. С одеждой в то время было плохо и обновки они всегда заказывали у модистки: на Петю большого - из цельного куска ткани, а из обрезков или остатков - такую же в точности по крою, но на Петю маленького. Куклу в семье очень любили и за серьёзный вид, шутя, называли "Пётр Петрович". Петя вырос, а кукла осталась у младшей сестры Людмилы. В первые месяцы войны молодым солдатом Петя Чехачёв ушёл добровольцем на фронт и погиб в апреле 1945 года в Берлине. А кукла жива до сих пор, и передала на выставку её вместе с легендой Людмила Ивановна, сестра погибшего.
Таких историй очень много - всех не рассказать.

А люди ходят по залу со множеством игрушек на выставке "Наше счастливое детство" и вспоминают каждый своё детство. И очень у многих на душе становится светло и радостно, их охватывают самые тёплые детские воспоминания, ведь детство пролетает безвозвратно и очень быстро. Уходят люди, уходят вещи, всё исчезает в никуда, а мысли остаются. И чем чаще человек вспоминает своё детство, тем чище становятся его мысли, его душа.
Детство всегда есть детство и, несмотря на войны, революции, ребёнок остаётся ребёнком и продолжает играть, творить, мечтать.

Интернет:
Сразу говорю большое спасибо журналу Наташи - http://happydolls.livejournal.com и форуму Ильмиры Степановой - http://antiquedolls.ru :!:

Статья из открытого источника - http://pda.superstyle.ru/13dec2007/sdelai_sam
В России все фабрики по производству кукол были построены в XIX веке. Всего их было четыре: "Журавлев и Кочешков", "Гудков и Федосеев", "Дунаев", "Шраер и Фингергут". Сразу после Революции нарком просвещения Луначарский повел активную борьбу с излишней буржуазностью: все фабрики были разрушены, а многие куклы уничтожены. Поэтому русские куклы в любой коллекции – большая редкость. За исключением коллекции жены самого наркома Розы Нель.


Клеймение Журавлев и Кочешков:
Изображение
Изображение

Дунаевские куклы особо не клеймились, но у них были характерные физиономиии - не спутаете! :D :
Изображение
Изображение

Клейма Шраер и Фингергут
Изображение
Изображение
В ЖЖ Наташи три шикарные заметки об этой фабрике с примерами:
http://happydolls.livejournal.com/16404.html
http://happydolls.livejournal.com/39984.html
http://happydolls.livejournal.com/15954.html

Кто покажет клейма Гудкова и Федосеева - с меня цикалатка :oops: Так потом продолжу, потому как мне обещали отсканить и прислать материальчик из разных книг.

Аватара пользователя
AlyonaVasile
Мир кукол зовет...
Сообщения: 603
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 23:46
Откуда: Краснодар
Контактная информация:

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение AlyonaVasile » 05 апр 2010, 10:15

Мои пять копеек как раз подоспели. :)
Куколка предположительно А. Дунаева
ИзображениеИзображениеИзображение

Аватара пользователя
Dalila
Dolls, dolls, dolls
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 08 янв 2009, 11:45
Откуда: Москва

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Dalila » 05 апр 2010, 15:47

Алена, ох боюсь, что это немка Адольфа Диглера (во всяком случае так атрибутировали куклу с аналогичным клеймом на eBay и у куклы было детское тело - тут явная непропорциональная сборка) :( Просто откуда предположение, что Дунаев? Если по написанию буквы "Д", то такое написание было характерно для немецких компаний (навскидочку вспоминаются заковыристые "Д" в клеймах Cuno Otto Dressel в один из периодов их работы). Имхо конечно, но атрибутив на eBay не всегда панацея, к сожалению, но у нас обычно про Дунаева писали о материале - терракота и все. :roll:

Аватара пользователя
Dalila
Dolls, dolls, dolls
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 08 янв 2009, 11:45
Откуда: Москва

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Dalila » 05 апр 2010, 18:04

Иностранные книги, где упоминаются русские игрушки (ОЧЕНЬ СКУПО, девочки :cry: ):
1) Marjory Fainges "The Encyclopedia of Regional Dolls of the World" (1995 и 2001 год, в обеих книгах было по 160 страниц и одинаковая обложка)
Изображение
2) Caroline Goodfellow "The Ultimate Doll Book" (1993, 2001)
Изображение
было еще одно издание, другая только обложка, все остальное - один-в-один
Изображение
3) Dorothy S. Coleman, Elizabeth A. Coleman, Evelyn J. Coleman "The Collector's Encyclopedia of Dolls"
4) "Doll Values: Antique to Modern" - куча изданий и переизданий и везде перекочевывает один и тот же махонький кусочек про русских кукол 20-х годов без иллюстраций.
5) Linda Jean Frame "Folk and Foreigh Costume Dolls" (1980)
6) Johana Gast Anderton "The Collector's Encyclopedia of Cloth Dolls: From Rag Baby to Art Object" (1984)
7) Polly & Pam Judd "European Costumed Dolls" (1994)
Изображение
8 ) Loretta Holz "Book of International Dolls" (1980)
Изображение

Аватара пользователя
Dalila
Dolls, dolls, dolls
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 08 янв 2009, 11:45
Откуда: Москва

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Dalila » 06 апр 2010, 06:40

+ 1 в список русских книг. Мне приятельница кинула ссылки, я увидела и влюбилась в эту книгу. Уже весь интернет облазила, а концов для приобретения по адекватной цене найти не могу (нашла только по 6 тысяч) :cry: Хорошо, что в интернете есть все, в том числе и чуть-чуть страниц из книги.

Изображение
"Время игры" «Интерроса», 2002 год, 344 cтраницы
Составители:  И. Остаркова, А. Мещеряков, Д. Скендеров

Отсюда - http://www.bg.ru/article/3595/
Мне давно хочется получить от кого-нибудь альбом «Время игры» (М., Интеррос, 2002) – своего рода иллюстрированная энциклопедия русских игр и игрушек с петровских времен и до развитого социализма. Больше всего мне понравилась игра «Я безбожник. А ты?». Коробка, поле. Правила: «Первый из играющих вертит волчок в белом кружке, находящемся в центре плана, стараясь дать ему направление в сторону картинок, отображающих социалистический строй. Если волчок попадает на кружок с Богом, играющий выходит из игры и должен начать ее заново, теряя все очки, до того момента набранные. Победитель же называется безбожником и получает членскую книжку «Союза воинствующих безбожников СССР». Членская книжка мне не нужна. А вот альбом... Альбом очень хочется. Ведь там есть еще и про пудельков на пищике, и про «Веселого турка», и про астрецовские пароходики из жести, которые все плывут куда-то, плывут, ворочая колесами, и солнце над ними не заходит никогда.


Рецензия отсюда - http://book4you.ru/catalog.php?groupid= ... 4&id=10111
На фоне абсолютного большинства изданий альбомного формата книга «Время игры», изданная «Интерросом», сразу обращает на себя внимание. Ее тема - Игра - понятие абстрактное и конкретное одновременно, сразу определяет род издания, выделяя его из общей массы обычных альбомов. Тема диктует концептуальный подход в выборе и подаче материала. Причем надо сказать, что перед читателем оказывается не просто альбом о всевозможных и разнообразных играх и забавах. Сам процесс чтения и рассматривания этой книги превращается во Время игры, еще одну Игру.

«Время игры» - настоящая энциклопедия игровых практик и занятий, распространенных в России с XVIII века и по сей день. При расположении разнообразных материалов по разделам авторы руководствовались тематическим принципом, что позволило поставить рядом и сопоставить предметы из разных исторических эпох.

В первом разделе, названном «В детстве», фарфоровые и тряпичные куклы, в которые могли играть дети Александра Пушкина, соседствуют с жестяными пароходами сверстников Владимира Набокова, а рядом - машинки и аэропланы детворы первых пятилеток и резиновые мячики на все времена.
Кто сейчас играет в свайку или в бабки? А ведь эти игры бытовали на Руси с древнейших времен. Второй раздел книги, «Во дворе», посвящен уличным подвижным играм. В нем представлены старинные лубки, литографии и раскрашенные офорты с изображениями популярнейших народных забав XIX века. Святочные игры, катание и битье яиц на Пасху, разрезание гречневиков, городки - выглядят здесь почти как ритуальные действа, исполняемые участниками вдумчиво и торжественно. Значение игр в быту было тогда велико: например, качаясь на качелях, будущие молодожены могли определить, будет ли их брак прочным.

Придя «со двора», читатель сразу оказывается «За столом» - в разделе настольных игр. Их коллекция весьма представительна: от тематических лото до игр-путешествий и лабиринтов. Особое место в этом разделе занимают политизированные настольные игры пионеров 1920-1930-х годов. Их названия говорят сами за себя: «История кусочка хлеба», «На чем поедешь?», «Боритесь с вредителями», «Юные разведчики природы», «Через полюс в Америку» и, наконец, «Я безбожник, а ты?». В последней игре победитель объявлялся безбожником и получал членскую книжку Союза воинствующих безбожников СССР. Так с самого детства юные ленинцы накапливали опыт революционной борьбы в игровых ситуациях.


Отсюда - http://www.knigiwam.ru/book/game/

В альбоме собраны редчайшие материалы из Музея игрушки Сергиева Посада, Российской государственной библиотеки и нескольких частных коллекций. Книга стала энциклопедией игровых практик и занятий, распространенных в России с ХVIII века и по сей день


Можно посмотреть другую часть книги в pdf - http://www.knigiwam.ru/images/game/game.pdf

На сайте непосредственно Интерроса есть флэш с альбомом - http://books.interros.ru/?book=game и "версия для печати" - http://www.books.interros.ru/?book=game&game=1&mode=print (листаете с помощью стрелочек - " << >>")

Вот подборка по главам (привожу просто все игры и игрушки, относящиеся к тематическому периоду, потому что информации не так и много):

В ДЕТСТВЕ

«Портрет девочки в красном сарафане с игрушками». Цинк, масло. Неизвестный русский художник. 1-я половина XIX в.
Кот в сапогах. Барабанщик. Заводные музыкальные куклы. Франция. 2-я пол. XIX в
Французские автоматоны принадлежали семье Николая II

Матрешка. Богородская игрушка. Начало XX в.

«Принцип матрешки пришел в русскую культуры из японской религиозной традиции в виде разукрашенного яйца. На Востоке яйцо всегда было символом зарождения новой жизни. Яйцо в яйце принцип существования жизни. Совершенное в Совершенном, Подобное в Подобном, Одно во Всех и Все в Одном — полное соподчинение и единообразие. В этом красота, смысл и спасение человека. «Догматическим» формулам пантеистической безличной религии полностью соответствует внешний вид яйцевидной игрушки. Однако мы, русские люди, исповедуем Православие — поклонение Трехличностному Богу. Православное сердце ищет не обожествления (следствия), а Встречи с Личным Богом. Бог есть Личность, свободно воплощающая свое бытие. И человек как «образ Божий» является носителем личностного начала. Поэтому каким-то удивительным образом этот принцип (одно в другом) преобразился на русской земле из безличного яйца в молодецкую матрешку с десятками разнообразных ликов. Из яйца вдруг появился: младенец, девочка, девушка, молодка, бабушка. В восточных религиозных системах человек начинает чувствовать себя заключенным в мировой Кокон, считая, что «спасает» себя от смертоносного влияния времени и трагедий в загробном мире. А русская матрешка созидается с лицом подчас очень оригинальным и неповторимым. Что это за прозрение? Это прозрение о назначении человека и конечных судьбах вселенной.

Структура русской матрешки идеально соответствует пониманию Церкви самой себя как «неслитного, нераздельного, неизменного, неразлучного» Бытия, всех ее частей в Духе Святом. По учению св. Отцов, как каждая частица Причастия непостижимым образом вмещает всего Христа, так и каждая единица Церкви обладает всей Полнотой Жизни Вселенского Православия, будь это деревенская церквушка на краю земли или храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Одна, пусть самая большая матрешка, теряет свое значение в отрыве от остальных или хотя бы меньшей из них; она становится «неполной»; но в тоже время любая матрешка сама по себе являет полноту единого образа. В матрешке дается образ «очеловеченного» мира, «очеловеченной» вселенной.»

Иерей А. КОНОНОВ

Матросик. Сергиевский посад. Конец XIX — начало XX вв.
Тряпичная кукла. 1920-е гг. Мягконабивная кукла. Начало 1930-х гг.

«Портрет девочки с куклой и цветами. (Портрет княжны Путятиной)». Холст, масло. Неизвестный художник. Вторая половина XVIII в.
Мягконабивная кукла. Артель «Все для ребенка». Москва. 1930-е гг.

Дети-испанцы. Научно-экспериментальный институт игрушки. Автор Григорьева-Кондорская. Загорск. 30-е г.г.
Колхозная бригада. Каталка. Автор Б.Чватов. Сергиев Посад. 20-е г.г.

Иллюстрации к книге стихов для детей В. Берич «Ирочка в детской». Рисунки художника Д. Шохина. 1918 г.
«На кухне». Иллюстрация из журнала «Задушевное слово». 1879 г.

«Перед игрой». «Уборка». Иллюстрации из журнала «Задушевное слово». 1879 г.

«Стирка». Иллюстрация из журнала «Задушевное слово». 1879 г.
«Игры с куклами». Гравюры. Середина XIX в.

«Русская иллюстрированная азбука на кубиках». Коробка. Кубики. Издательство «Детский мир». Москва. 1924–26 гг.

Пароход "Генерал Лазарев". Жестяная игрушка. Московская губерния, деревня Астрецово. 10-е годы

«Портрет троих детей». Холст, масло. Неизв. художник. 1-я половина XIX в.
Барыня с зонтиком. Пуделек на «пищике». Игрушка с движением. 2-я половина XIX в. Пеленашка. Нач. XX в. Сергиевский посад.

Птицелов. Пляшущий крестьянин. Охотник. Крестьянин с рожком. Сергиев Посад 19-го века.

Гусар. Дама. Сергиев Посад середины 19 века.
Такие скульптуры обычно и создавались парами. Важные напыщенные гусары и их спутницы, которых иногда в просторечье именовали "дурками". :lol: Сейчас украшение коллекций ряда музеев.
Шарманщик на ящике с гусельками. Игрушка с движением. Сергиев Посад конца 19 века.

"В детской". Развивающая игра для детей. Иллюстрация из детской книги "Что мы видим" конца 19-го века

Мужчина. Пионер с лозунгом.
Пионер с красным флагом. Красноармеец. Мальчик. Мужчина.
Горьковская область, Городецкий район, деревня Курцево. Автор - И.А.Мазин. 30-е годы.
Игнатий Андреевич Мазин - одно из уникальных явлений в русском народном искусстве. Художник-философ, он создал целую эпопею, посвященную крестьянской и городской жизни Поволжья.

Грузовой автомобиль. Заводная игрушка. Иркутск. 1932 г.
Легковой открытый автомобиль. Заводная игрушка. Автор В. Соколов. Москва. 1940-е гг.
Легковой автомобиль. Москва. 1930-е гг.
Мотоциклист. Заводная игрушка. Завод металлоизделий. Ленинград. 1930-е гг.
Самолет. Заводная игрушка. Москва. 1930-е гг.
Электровоз с вагоном и рельсами. Набор игрушек с движением. Серпуховской завод «Пресс». 1920-е гг.

Санитарный автомобиль. Заводная игрушка. Научно-экспериментальный институт игрушки. Загорск. 1939–40 гг.
Легковой закрытый автомобиль. Заводная игрушка. Автор В. Соколов. Москва. 1940-е гг.
Механический автомобиль. Ленинградский завод «Северный пресс». 1940-е гг.
Автомолоко. Заводная игрушка. Научно-экспериментальный институт игрушки. Автор П. М. Борисов. Загорск. 1939–40 гг.
Автомобиль с «гудком». Заводная игрушка. Ленинград. 1960 г.
Автомобиль «Малыш». Игрушка с инерционным двигателем. Саратов. 1955 г.

Мороженщик. Заводная игрушка. 1920-е гг.
Паровоз с тендером. Заводная игрушка. 1930-е гг.
Паровоз. Заводная игрушка. 1930-е гг.
Перевозчик багажа. Заводная игрушка. Киевская фабрика имени Ватутина. 1957 г.
Легковой автомобиль. Заводная игрушка. Артель «Пролетарка». Автор П. М. Борисов. Ростов-на-Дону. 1933 г.
Автомобиль с цистерной. Заводная игрушка. 1930-е гг.

ВО ДВОРЕ

Через веревочку. Из книги А. Пчельниковой «Первая книжка для маленьких деток». 1870 г.

«Портрет мальчика в красном платье с обручем». Холст, масло. Художник Д. Галлио. 1823 г.
«Обруч и змей». Литография из альбома «Детские шалости». Конец XIX в.

ЗА СТОЛОМ

Настольная игра из журнала "Светлячок" 1916 г.
"Агон" Игра шахматно-шашечного типа для детей школьного возраста. Коробка. Игровое поле. Москва. Фабрика настольно-печатных игр. Автор В.Вакиндин, 1947 год. Игра сходна с древними шашками, только фишки не снимаются с доски, а остаются до конца игры на ней.

Игра "Колхоз". Коробка, фрагменты игрового поля. 30-е г.г.

Игры:
"В колхоз". Коробка, игровое поле. 30-е г.г.
"История кусочка хлеба". Коробка. Игровое поле. Издательство И.Д.Ермишкина. Ленинград. 1924-26 г.г.

Игра "Вокруг света по пятиконечной звезде". Коробка, игровые карточки, игровое поле. Издательство "Начатки знаний". Ленинград. 30-е г.г.

Игра "Путешествие на аэроплане по СССР". Коробка, игровые карточки, игровое поле. Издательство "Начатки знаний". Авторы Белопольский, Толмачев. Ленинград. 30-е г.г.

"Автогонка Москва-Ленинград". Фишки, коробка, игровое поле. Издательство И.Д.Ермишкина. Ленинград. 1928 г.
Согласно картам-происшествиям, водитель может задавить свинью или курицу, встретить стадо, пересекающее трассу, у автомобиля может лопнуть шина или забарахлить мотор.

Игры:
"Боритесь с вредителями". Издательство "Труд и творчество". Москва. 30-е годы.
"Наш путь". Ярославль 30-е г.г.

"Через полюс в Америку". Коробка. Игровое поле. Ленинградская полиграфическая фабрика. Авторы Н.Белопольский, Е.Ефимов, И.Сигалов, Г.Байдуков, 1939 г.

"Я безбожник, а ты?" Коробка. Игровое поле (фрагмент). Московское издательство "Труд и творчество". Авторы С.Д.Хальский, Т.Н.Евсюкова. 1931 г.

"Азбука русского слова". Коробка, игровые карточки. Москва. Издательство Л.И.Медникова. Конец 19-го века.

"Типы народов". Коробка. Фрагмент игровой карточки. 10-е годы.

Еще карточка из игры - голландцы и белорусы.

"Вечера на хуторе". Москва. Издание торгового дома Е.В.Глазунова. 1910 г.
"Наглядное лото с фразами" 10-е г.г.

"Азбука-лото". Коробка. Игровые карточки. Ленинград. Кооперативное товарищество "Начатки знаний" Автор Том, 1928 г.

"Автомобиль пятилетки". Коробка. Игровое поле. Москва. Издательство "Детское творчество" 30-е г.г.

"Питореск". Коробка, игровые карточки. Москва, Издание Сергиевского Райкустпромсоюза, 1929 г.

"На чем поедешь?". Коробка, игровые карточки. Москва, Издание Сергиевского Райкустпромсоюза, 1918 г.

"Лото-Трамвай". Коробка, игровые карточки. Москва, Издание Сергиевского Райкустпромсоюза, автор - И.Д.Ерминский

Игры: "Выведи шары" и "Чушки". Коробки, игры. Загорск. Мастерская Научно-исследовательского института игрушки. Автор Геснер. 1936 г.

"Путешествие по реке". Коробка, игровое поле. 30-е г.г.

СДЕЛАЙ САМ

Воздушный змей. Из книги «Маша и Коля. Книжечка для маленьких детей». 1857 г.

«Дмитрий Иванович, желая доставить своим ученикам удовольствие, сказал однажды за обедом: «Я выучу вас делать бумажного змея». Дети очень обрадовались тому. Материалы для бумажного змея: лучинка, бумага, шнурок, клейстер и немного мочалки; инструменты: нож, ножницы и палочка для намазывания клейстера. Маменька позволила детям пойти на кухню и попросить кухарку сварить клейстера; сама же обещала доставить шнурок и лучинки. После обеда все принялись доканчивать бумажного змея. Дмитрий Иванович с Колей приклеивали дощечки к бумаге и укрепляли их; Маша с маменькой приделывали хвост из тонкой мочалки. Через час змей был готов. Выйдя во двор, Дмитрий Иванович держал его за длинный шнурок, выпуская из рук понемногу. Бумажный змей уносился вверх, словно белая птица. Дети не могли придти в себя от восторга.»

Из книги Ф. Реми «Детские игры и занятия». Художник В. Вахренов. Одесса. 1872 г.

«К именинам своей младшей сестры Ване вздумалось сделать сюрприз: он хотел сделать ей маленький шкафчик со стеклянными дверцами. Смотрите, как он на нашей картинке, стоя на коленях, со щеточкой в руке, старается склеить дощечки и палочки, между тем как Миша при помощи молотка и долота оканчивает большой нижний ящик. Когда же эта прекрасная вещь, снабженная стеклянными дверцами и несколькими отделениями, была готова, и окрашена прекрасной желтой и белой масляной краской, Ваня спрятал ее под шинель, понес домой и тихонько поставил возле кроватки своей спящей сестры.»

«Веселый турок». Игрушка-самоделка на веревочках. Литография С. М. Мухарского из приложения к журналу «Светлячок» 1911 г.
Маска шута. Игрушка-самоделка. Литография С. М. Мухарского из приложения к журналу «Светлячок» 1911 г.

Клоун. Игрушка-самоделка. Литография С. М. Мухарского из приложения к журналу «Светлячок» 1911 г.
«Конёк-Горбунок». Настольный детский театр. Коробка. Конец XIX-начало XX вв.

Настольные детские театры "Царь-плотник" и "Пётр великий", "Руслан и Людмила". Настольный детский театр. Коробка. Силуэты. Задники. Конец 19-начало 20-го в.в.

"Мальчик с пальчик и людоед Лулу". Настольный детский театр: коробка, фигурки, задник. Издание Е.Глазунова. Москва. 1904 г.

"Веселая карусель". Игра-самоделка из приложения к журналу "Светлячок" 1915 г.
"Карета и пара лошадей". Игра-самоделка из приложения к журналу "Светлячок" 1911 г.
Игра-самоделка из приложения к журналу "Светлячок" 1911 г.
"Куколка с переодеванием". Набор для вырезания из приложения к журналу "Светлячок" 1915 г.

Лошадь-качалка. Игрушка-самоделка. Составитель М.Моннье. Из приложения к журналу "Светлячок" 1914 г.
"Пожарный обоз". Игра-самоделка и приложения к журналу "Светлячок" 1914 г.
"Колобок". "Пожар кошкиного дома". Игры-самоделки из приложения к журналу "Светлячок" 1914 г.

Маски разрезные. Коробка, игровые карточки. Издательство "Детское творчество" Москва, 1927 г.
Игры для разрезания составляют особого рода "конструкторы" масок, позволяющие ребенку воплотить тот или иной образ.

"Вырезывание силуэтов". Игровые карточки, коробка. Издательство "Детский мир". Москва. 1928 г.

"Дровокол". Коробка. Игра. Загорская мастерская Научно-экспериментального института игрушки. Автор А.Геснер. 1935-36 г.г.
Мальчик, собирающий Мавзолей. Обложка журнала "Пионер" 1926 г.

"Строительный ящик по системе Фребеля № 1". Коробка, детали. Конец 19-начало 20 в.в.
"Тюрингенский строительный ящик № 3. Строительный материал из 133 деталей". Конец 19-начало 20 в.в.

Выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель создал целую связную систему воспитания и обучения детей, органично включив в нее игровые предметы. Эти предметы были составлены в наборы и получили название «подарков Фребеля». Очень скоро они стали достоянием широкой публики и тиражировались не только в Германии, но и по всему миру.
Возможность конструирования с помощью многочисленных деталей, сложенных в ящики, способствовала наиболее полному обучению и образованию детей. Часто к таким наборам прилагались литографии различных исторических построек, которые затем собирались в виде уменьшенных копий.
«Кубики развивают в ребенке понимание структурности бытия. Из них можно создать домик, башенку, дворец и т. д. Однако эти же «архитектурные» конструкции можно осуществить и в песочнице. В чем отличие деревянной башни от песочной ее аналогии? Песочная башня является из глубин и ее основанием служит сама земля. Она неразрывно с ней связана. Башня (домик) есть видимое всем взрослым присутствие в мире ребенка. Она в некотором роде является песочной скульптурой его души. Это он сам, мальчик или девочка, «возвышается» над миром; крепко утвердился на земле; врос в нее неподвижно и изучает все вокруг.
Деревянные кубики твердые, крепкие. Они имеют зафиксированную природу. Из кубиков не построишь все, что пожелаешь, например, круглую башню, норки, пещеры. Следовательно, мир имеет способность сопротивляться творческим дерзаниям человека, и необходимо научиться постигать логику самого материла, его «душу» для успешной земной деятельности. Кубики не растут из земли. Они созданы человеком. Башня, построенная из кубиков, может иметь основание не только в песочнице или на берегу реки, но и на полу в детской, на отцовском письменном столе, на подоконнике и т. д. Значит ее существование не так крепко связано с землей, как у песочной. Дождик прошумел, и песчаная башенка растворилась в земных глубинах, а деревянная может простоять хоть «сто лет» (с вечера до утра), до тех пор, пока ребенок не решит открыть и закрепить новые формы проявления своей личности в мире.»
Иерей А. КОНОНОВ

В АТАКУ

Всадник. Сергиев Посад. Вторая половина 19 века.
Солдатики: кавалерия, пехота. Картинки на холсте. Конец 19 века.

Яйцо пасхальное с двумя фигурами солдат в форме Лейб-Гвардии Московского и Финляндского полков 1911 г.
Солдатики. Сергиев Посад 19-го века.

Будка с часовым. Начало XX в.
Военные. Сергиевский посад. Вторая половина XIX в.

Солдатики. Сергиевский посад. Вторая половина XIX в.

«Рота Лейб-Гвардии Павловского полка». Солдатики для вырезания из бумаги. Из приложения к журналу «Светлячок». 1911 г.

"Европейская война на гуннов XX века". Настольная игра, коробка, игровое поле - трехцветная таблица с картой Европы и с национальными флажками семи стран, изображения солдат воюющих стран (фрагмент). 1914-1916 г.г.

«Атака». Игровые карточки. Коробка. Игровое поле (фрагмент). 1914–16 гг.

"За власть Советов". Игра шахматного типа, коробка, игровое поле. Издательство "Начатки знаний". Автор Г.А.Пален. Ленинград, 20-е годы.
Эта игра представляет собой яркий пример использования старых приемов в воспитании "нового" советского человека. Здесь с помощью традиционной схемы настольной игры раскрывается одна из самых главных проблем первых лет Советской власти - ее противостояние всему остальному миру, в данном случае Лиге Наций.

«Артиллерийский бой». Коробка. Ленинград. 1928 г.
«Красная атака. Игра для пионеров». Коробка. 1920-е гг.

«Сражение в воздухе». Коробка (фрагмент). 1920-е гг.

"Красные и белые". Коробка. Автор Г.А.Пален. 20-е годы.

«На страже СССР». Коробка. Кубики. Автор А. Ефимов. Москва. 1920-е гг.

Пограничник. Мягконабивная кукла. Фабрика «Всекохудожник». Начало1930 гг.
Краснофлотец. Мягконабивная кукла. Артель «Экспортигрушка». Москва. 1920 гг.
Красноармеец. Мягконабивная кукла. Начало 1930 гг.
Вагон. Игрушка-каталка. Артель «Авангард». Тифлис. Начало 1930 гг.
Паровоз. Игрушка-каталка. Артель «Авангард». Тифлис. Начало 1930 гг.

Красноармеец. Мягконабивная игрушка (фрагмент). Артель «Экспортигрушка». Москва. Начало 1920-х гг.
Санитарка. Автор М. Н. Бартрам. Москва. 1947–48 гг.
Милиционер. Автор М. Н. Бартрам. Москва. 1947–48 гг.

С УМОМ

«Игра для наглядного обучения французскому, немецкому и английскому языкам». Коробка. Игровая карта. Московская фабрика учебных пособий. 1874 г.

Начиная с середины XIX века российские педагоги стали уделять все больше внимания интеллектуальным и обучающим играм. Действительно, трудно переоценить роль подобного рода игр в процессе обучения. Благодаря им у ребенка повышается заинтересованность в узнавании нового, расширяется кругозор, мышление поднимается на новый уровень, позволяющий легче усваивать все более и более сложный материал.
«По природе своей мы с самой колыбели любим свободу и поэтому питаем отвращение ко многим вещам только потому, что они нам предписываются. Никогда не следует возлагать на детей учение в виде какого-то задания или превращать это в предмет докуки. Я всегда держался того взгляда, что учение можно превратить в игру и развлечение для детей и что можно внушить им желание учиться, если привлекать их к учению как к делу чести и славы, если преподносить его как удовольствие.»
Дж. Локк. Мысли о воспитании

«Живописные карточки, или Легчайший способ научиться выражаться по-французски и по-немецки». Игровые карты. Москва. 1852 г.

«Наглядные картинки». Игровые карты. Санкт-Петербург. XIX в.

«Загадки и отгадки». Коробка. Игровые карточки. 1854 г.

Картинки-отгадки к загадка.
Из книги И.Деркачева "144 загадки с картинками-разгадками". Художник И.Панов 1881 г.
"Игра для наглядного обучения иностранным языкам". Игровые карточки. Фабрика учебных пособий. Москва. 1874 г.

«Живописные загадки». Игровые карточки. XIX в.

Шахматы из бронзы с металлическим ящиком-доской. Германия. Середина XIX в. Фигурки магнитные — такими шахматами играли в карете или дилижансе.
«В замке Фреденсборг». Литография. Дания. Начало XX в. За шахматной доской — Император Российской Империи Николай II.

«Детские» шахматы (для игры детей в царской семье). Разрисованная глина. Россия. XIX в.
Король белых — русский царь Петр I, королева — его жена Екатерина. Черные фигуры — турецкий султан со своим войском.

Холмогорские шахматы. Слоновая и моржовая кость. Россия. XVIII в.
Милитаризованные шахматы «Виктрикс». СССР. 1930-е гг. На доске среди фигур присутствуют самолет, пулемет, танк. Такими шахматами играли в канун Второй мировой войны в Советском Союзе и в Германии.
Последний раз редактировалось Dalila 04 ноя 2012, 21:22, всего редактировалось 3 раза.
Причина: Снимки уже не отображаются.

Аватара пользователя
AlyonaVasile
Мир кукол зовет...
Сообщения: 603
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 23:46
Откуда: Краснодар
Контактная информация:

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение AlyonaVasile » 07 апр 2010, 01:17

Dalila писал(а):Алена, ох боюсь, что это немка Адольфа Диглера (во всяком случае так атрибутировали куклу с аналогичным клеймом на eBay и у куклы было детское тело - тут явная непропорциональная сборка) :( Просто откуда предположение, что Дунаев? Если по написанию буквы "Д", то такое написание было характерно для немецких компаний (навскидочку вспоминаются заковыристые "Д" в клеймах Cuno Otto Dressel в один из периодов их работы). Имхо конечно, но атрибутив на eBay не всегда панацея, к сожалению, но у нас обычно про Дунаева писали о материале - терракота и все. :roll:

Ничего страшного.:)
На и-бее об этом не было. Первый, кто мне об этом сказал - Наталья (happydols) : http://happydolls.livejournal.com/39984.html
И действительно, если сравнивать дотошно особенности лиц русских кукол и этот молд - напрашивается вывод... Слишком особенные мордашки - их трудно спутать с другими. Посмотрите у кукол Шраера и Фингергута - те же широкие скулы, опущенные уголки глаз и развернутые друг к другу глазные прорези. Шесть зубов. Тело тоже наводит на размышление... Деревянные руки, характерные довольно корявые кисти-грабли, острые коленки. И вообще оно на редкость "неудобное". :)
Но то, что это Александр Дунаев - конечно только предположение, не более. :)
Увы, информации, что до нас дошла - крайне мало.

Но это не тодлер-голова - это точно. Фото той же куклы без парика (глаза изначально были другие, битые, бедра явно не свои - оба правые, если это русская, то должны быть примитивные, деревянные, точеные):
ИзображениеИзображение


Кстати, есть ли у вас (или быть может у кого-нибудь) фото кукол этого Адольфа Диглера? Я честно говоря ни разу не видела, хотелось бы посмотреть, посравнивать.

Аватара пользователя
Puppe
Постоянный житель форума
Сообщения: 235
Зарегистрирован: 06 мар 2010, 17:01
Контактная информация:

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Puppe » 07 апр 2010, 20:06

Добрый вечер,
я в восторге от представленной информации. К стати, кукла с маркировкой 1473 - это моя.
Изображение
Я её представлю, как будет время, отдельной темой. А пока вот она моя Дашенька.
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
Baccara
Мир кукол зовет...
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 15 июл 2008, 20:08
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Baccara » 18 апр 2010, 22:32

Дунаевский завод в 1908 году выпускал также и фарфоровые изделия.
Такое убогое тело очень характерно для русских кукол - у всех дунаевок и собранных в России шраерок оно такое же. Удлиненные шарниры на бедрах, не круглые шарики, как у большинства немцев. Сильно сужающееся деревянное запястье, не допускающее обычную пухлую немецкую кисть а только "русскую" зауженную кверху "лопаточку". Огромное количество деревянных деталей, включая гнезда под шарниры (!!), которое не может позволить себе экономный (судя по качеству головы) немецкий фабрикант. Кто из немцев в первой половине ХХ века позволял себе деревянные гнезда под шарниры, при этом сильно экономя на росписи и качестве фарфора? У них же это ОЧЕНЬ дорого! Не то, что в России...
Так что пока нет ясных доказательств, что это действительно немецкое производство, я по умолчанию считаю их дунаевскими экспортными вариантами. Почему экспортными? Потому, что маркировку кириллицей мало кто сможет прочесть, а вот интернациональное "D.A." - вполне. Тем более, что продукция фабрики Дунаева была представлена на международных выставках, почему бы там не быть и куклам?

Вообще, безобразие, что в России совершенно нет внятной информации по истории своих же игрушек...
Мне приехала вторая "DA", наряжу, сфотографирую и выложу со всеми этими соображениями.

Аватара пользователя
Baccara
Мир кукол зовет...
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 15 июл 2008, 20:08
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Baccara » 18 апр 2010, 22:57

Кстати, в энциклопедии немцев Цизликов 1985 года ни слова о Диглере. Как такое может быть? Если только позднее что-то выплыло, но хотелось бы знать точно - явки и пароли:)

Аватара пользователя
Dalila
Dolls, dolls, dolls
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 08 янв 2009, 11:45
Откуда: Москва

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Dalila » 19 апр 2010, 11:42

Наташа, когда-то одна моя знакомая сказала, что весь мир собирателей антикварной игрушки делится исключительно на фанатов Чизлика и Колиман. Я много раз в этом убеждалась, если честно. :D Не буду отходить далеко и сразу напишу, что конкретно Диглер упоминается еще в конце 50-х и начале 60-х обоими "авторессами" - Харт и Колиман. Не так много, как хотелось бы, но хотя бы общую информацию знаем, что метились DA, работали в пригороде Кобурга в период с 1895 года по начало I Мировой войны. Специализация: у Колиман стоит "маленькие детки", у Харт - "тодлеры", то есть, в принципе, можно представить, что они имеют в виду практически одно и то же. Я очень боюсь, что обижу Алену своим предположением, но раз пошла такая пьянка, режь последний огурец. Я, честно говоря, никогда не оцениваю купленную или покупаемую на eBay куклу как уже истину в последней инстанции.

Не стоит забывать, что профессиональной или самопальной реставрацией антикварных кукол занимаются, как минимум, уже на протяжении полувека. Вряд ли не специалист может отличить деревянную деталь, сделанную на замену в 40-м году, от более раннего периода. Зайдите в любой антикварный салон посмотреть на отреставрированную мебель, у которой были утраты элементов, да в жизни не догадаетесь. Так вот, когда меня терзают смутные сомнения на тему "сборки", то бороться за стопроцентную уверенность в кукле я в жизни не буду, тем более, что одна из моих русских кукол была именно собрана по запчастям, снятых с кукол, позиционируемых как немецкие. Как раз кисти искала долго и упорно, но-таки нашла! Просто "сборка" - это одна из больных и не очень приятных сторон eBay, а уж конкретно на территории Москвы и Питера сборкой сейчас занимается столько людей, что даже не берусь судить. Много. Очень много!

Очень большое заблуждение, что только в нашей стране есть люди, которые додумаются совместить несовместное - на eBay таких деятелей, которые иной раз ну таких "кентавров" лепят, что любо-дорого, полно. А у некоторых из этих деятелей есть даже бумажки дилеров и специалистов. Так что не стоит так слепо верить всему, что написано в одном единственном справочнике, тем более что сами авторы стараются (а Чизлик, Силей и Колиман уже - "старались") постоянно вносить в них изменения. Не зря, кстати, ряд справочников буквально противоречат друг другу или расходятся в датировках, деталях, периодизации, и даже терминологии, и совсем не зря справочники постоянно переиздаются. Безусловно, даже когда говорят, что маркировка "DA", это ни о чем не говорит, потому что тут нужно точно знать рисунок клейма.

Не зря на свете есть патентные поверенные, которые сразу скажут, что схожие внешне торговые марки могут принадлежать разным компаниям и в этом нет нарушения ничьих прав. Я тоже искренне скорблю, что нет у нас какого-то единого справочника по русским куклам, хотя это было бы логичным - не мусолить в сто тысячный раз байки про Марселля, а разобрать по косточкам дореволюционный период России. Но что поделать! А куклы того же Диглера могут оказаться более редкими, чем Дунаевские. Всем известно, что множество безымянных и неустановленных до сих пор тюрингских игрушечных мануфактур канули в Лету, сколько еще воплей восторгов у людей рождают появления Боргфельдских кукол с внезапно обнаруженными маркировками и сколько еще "загадочных" кукол всплывет. Тут египтяне историю переписывают, которую мусолят уже не одно тысячелетие, а мы говорим о каких-то жалких ста годах со стопроцентной уверенностью - это парадокс. Как говорится, "о, сколько нам открытий чудных..." :wink:

Аватара пользователя
Baccara
Мир кукол зовет...
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 15 июл 2008, 20:08
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Baccara » 19 апр 2010, 12:38

К Цизликам я отношусь с бОльшим пиететом относительно немецких кукол исключительно потому, что считаю их бОльшими специалистами по своей кукольной истории, чем заокеанских исследователей.
Пусть куклы эти Адольфа Диглера, я совершено не хочу ничего притянуть за уши, но где, на какой странице и какого справочника/источника он упоминается? В огромной Энциклопедии Колеманов 1986 г. его нет, ни Diehler, ни Diegler, ни Dihler, ни Digler, ничего подобного на эту букву... Раз они его обнаружили аж в 1960-х, то куда дели? Я лично вручу шоколадку тому, что найдет вменяемый источник с описанием кукол, периода и маркировок. Есть Dehler Karl и Dehler E. Есть некто Wilhelm Dehler, но лица его кукол рядом не стояли с этими, во всяком случае то, что есть в колемановской энциклопедии слабо допускает появление этого луноликого азиатского фейса. Просто посмотри на лицо. Оно совсем не европейское. Оно сильно сбивает с толку. Даже не маркировка в этом виновата, пусть бы куклы были вовсе без маркировок и туловищ, лицо очень необычное. Вдавленная переносица (и это не ошибка отливки - уже есть три реальные куклы с таким лицом и одинаковыми туловищами) и нос картошкой... Вообще наши родные молды при своей разнице имеют общее - широкие виски и широкий довольно плоский лоб относительно общей формы лица. Вот выше есть ЖиК - все то же самое. И русско-польские шраерки в этой части лица такие. Поэтому эти головы меня сильно напрягают.

И сидеть они не умеют одинаково, так что туловище скорее всего свое, не может быть столько идентичных замен и сборок. Если только их не собрали сразу в одном месте:)) Но этого узнать никак нельзя. Подделка должна быть подо что-то, иначе смысл?

Аватара пользователя
Dalila
Dolls, dolls, dolls
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 08 янв 2009, 11:45
Откуда: Москва

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Dalila » 19 апр 2010, 12:57

Наташа, в 86-м году тоже должна быть отметка на 187 странице, странно, что не находится :roll: Там правда "Ad" - это как раз сокращение от "Adolf". Чизлик работал исключительно с архивами, уцелевшими на территории Германии, после двух мировых воин, то есть архивы были в разоренном состоянии. Рекомендую как-нибудь посмотреть хроники хотя бы ГДР, что делали люди с архивами Штаззи, так что это заблуждение, что на территории, по которой два раза катком бомбежек и кризисов проехались, все было сохранено в идеальном состоянии, нетронуто, как это было у американцев. Не стоит недооценивать и Колиман, одна из которых (не помню только точно - то ли Элизабет, то ли Дороти) как раз была основательницей британской ассоциации коллекционеров антикварных кукол. Вот кстати очень-очень-очень рекомендую покупать книжечки Колиман, которые выходили до Энциклопедий, потому что в них было собрано много клейм, которые, кстати, в Энциклопедию почему-то не попали. То же самое у Харт - у нее куча разрозненных книг с макировками и клеймами, а на eBay даже ее пятитомник попадается через пень-колоду (я четыре тома собрала за 3 года, а один так и не попался) :( А головы они всех напрягают! Я кстати кучу Кочешковых видела на немецких телах, люди свято верят, что это родное и даже наличие клейма Кестнера не смущает :)

Аватара пользователя
Dalila
Dolls, dolls, dolls
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 08 янв 2009, 11:45
Откуда: Москва

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Dalila » 19 апр 2010, 14:14

Девочки, до чего дикие торги были буквально недавно за страшную "Дуню" - http://cgi.ebay.com/ws/eBayISAPI.dll?Vi ... K:MEWAX:IT (потом фотки себе перетащу и продублирую). Все счастье обошлось кому-то в 450 долларов. Цена вряд ли оправданная, в связи с не самым удовлетворительным состоянием куклы. А наряд-то наряд... Эх, я своих "дунек" держу в шкафу, потому что просто физически не представляю, к кому их поставить и как это "вмонтировать" в интерьер..... :roll:
Изображение

Аватара пользователя
Dalila
Dolls, dolls, dolls
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 08 янв 2009, 11:45
Откуда: Москва

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Dalila » 19 апр 2010, 14:32

Вот еще интересная фишка нашлась по поводу текстильных псевдо-русских кукол. Вот такая девочка выпускалась в США в период 30-40-е годы компанией "International Dolls" в Филадельфии. (хотя у меня подозрение, что все-таки позже). Серия называется "Molly'es International Costume Dolls". Какая-то серия была с фильцованными лицами, а какая-то с росписью по ткани.

Изображение
Изображение

Иногда этих кукол продают как советский винтаж (встречала даже в России уже этих американок)

Аватара пользователя
Baccara
Мир кукол зовет...
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 15 июл 2008, 20:08
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Baccara » 19 апр 2010, 14:47

На 187 стр. у меня Брю... Это Колеман, второй том, 1986, всего 1266 стр. Суперобложка с куклами на бежевом фоне.
Зато! Я таки нашла у них упоминание о D.A. "Script mark found on bisque socket head. Size 6 is a 24 in. (61 cm) doll. Maker is not known yet".
Вот и точка. Неизвестный колеманам производитель.

На эту Дуню я хотела поставить, как раз к моему казачку в пару, но когда ставки ушли выше 300 долл, от затеи отказалась. Мемя все больше терзает мысль, что сей ажиотаж - моих же рук дело((( Раньше такого же не было.

У меня еще ни одной журавлевской нету... Что-то не попадаются никак, да и страшноватенькие. А про загадочных Гудковых и Федосеевых похоже вообще никто не знает и в глаза не видел.

Аватара пользователя
Dalila
Dolls, dolls, dolls
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 08 янв 2009, 11:45
Откуда: Москва

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Dalila » 19 апр 2010, 15:04

Наташ, у меня первый том с зеленым фоном, доберусь до фотика, еще и щелкну! Но там как бы коротко на две строчки, могу пока переписать из книжки: "Dehler, Ad. 1895-1914. Neustadt near Coburg, Thur. Manufactured little baby dolls". А вот Харт упоминает тоддлеров ДА. В общем, было бы конечно классно найти когда-нибудь архивы русских мастеров с клеймами, датировками и подробной историей. От Федосеевских кукол, действительно, ничего, кроме названия, вообще не осталось, а жаль! Вдруг эти куклы будут проходить мимо по тому же eBay или на каком-нибудь европейском блошином рынке - а даже не обернешься. Не самые броские русские куклы :cry: А что касается ажиотажа, но все, например, в курсе, кто породил этот ажиотаж вокруг текстильных - сейчас нечего брать и не из чего выбирать, другой вопрос, что находятся люди, которые покупают это по таким ценам и создают искусственный интерес :? Наташа, ты еще - боец, я, узнав, что знакомая купила казачка за полторы сотни всего, я поставила свой ценовой максимум в полторы сотни и полтишок за доставку. Просто та кукла еще с облупленными веками, парик уже отодран, коленные шарниры облуплены - тихий ужас да и только! :shock: Кстати интересный момент тоже связан с Дунаевскими куклами. Один раз ко мне пришла "дунька", но в странной одежде - а-ля рюсь, но какой-то явно недоделанный наряд. Продавец божился, что все родное, но я когда подняла юбку, увидела панталоны - сразу поняла, что это не так, это раз, а, во-вторых, вся одежда одевалась и снималась, то есть была изначально сшита со всеми необходимыми подгибами, а родные Дунаевские наряды (и у сувенирных кукол тоже) шились так, что большая часть элементов одежды зашивалась намертво. Шапки или платки могли приклеить вообще к волосам. В общем, у нас их лепили - мама дорогая! :)

Аватара пользователя
Dalila
Dolls, dolls, dolls
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 08 янв 2009, 11:45
Откуда: Москва

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Dalila » 19 апр 2010, 15:25

Baccara писал(а):Казачок аж 99 долл. :D Сначала был за 185, потом продавец устал его продавать, цену снизил, а я тут как тут! Это не ebay.

Наташ, с твоего позволения сюда еще продублирую цитату насчет цены. Все-таки так и выходит, что красная цена "дунек" 100 долларов, будем считать, что на eBay в настоящий момент искусственно взвинчены цены русскими перекупщиками. Я, честно говоря, не сомневаюсь, что эта кукла рано или поздно всплывет на каком-нибудь местном аукционе, но только уже за цену в 30 тысяч. :(

Аватара пользователя
Baccara
Мир кукол зовет...
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 15 июл 2008, 20:08
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Baccara » 19 апр 2010, 15:32

Мой казачок зашит полностью, продавец клялась, что не может показать туловище именно поэтому, то есть состояние оригинальное. Чтобы посмотреть на шарниры локтей пришлось с риском для одежды подтягивать рукава, а бедра просто прощупать пальцами... Пока только такая фотка:
Изображение

Я готова платить за это до 200 долл. Все же это сувенирка на экспорт, немного другой статус куклы. И какой-то особой редкостью они не отличаются, они есть. Это не ЖиК и ШиФ. И даже Дунаевские фарфоровые такого же маленького размера, скопированные с немецких головок - они же тоже сувенирка. За нее могу немного дороже, все-таки фарфор. А тут терракотта, даже не знаешь, как к ней подлезть. Недавно приходила знакомая с такой же куклой, голова грязная, а непонятно, как ее чистить. Можно ли мыть с мылом? Вдруг наши деятели не обжигали краски? Хотела укрепить и подкрасить глаза, а для этого их же надо снять, попробовала поддеть лезвием, стало понятно, что вместе с гипсом может отколоться и кусочек покрытия...

Аватара пользователя
Dalila
Dolls, dolls, dolls
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 08 янв 2009, 11:45
Откуда: Москва

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Dalila » 19 апр 2010, 15:45

Наташа, фотка супер!!!! Я сейчас попробую вызвонить приятельницу, у которой тоже есть казак, пусть щелкнет, он в другом костюме, то есть давайте собирать еще и коллекцию нарядов, у кого какие, их же тоже делали разные. Мальчик, правда, прелесть! Всё, заканчиваю с поисками девочек, хочу мальчика-дунечку :D

Аватара пользователя
AlyonaVasile
Мир кукол зовет...
Сообщения: 603
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 23:46
Откуда: Краснодар
Контактная информация:

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение AlyonaVasile » 19 апр 2010, 19:15

Dalila писал(а):... Я очень боюсь, что обижу Алену своим предположением, но раз пошла такая пьянка, режь последний огурец. Я, честно говоря, никогда не оцениваю купленную или покупаемую на eBay куклу как уже истину в последней инстанции.


..Оооо! :D Вот про меня так чур не думать! :wink:
Мне куда интереснее докопаться до истины, чем как царь кощей над златом чахнуть... Я не из тех, кому даже немецкое клеймо на попе глаз не мозолит. :D

Что могу сказать - да, дико интересно что это за звери - эти DA, тем более, что тела кажется схожи (фиг посадишь - отклоняется назад упорно)
Можно нафотать и сравнить мою и Наташины - кисти рук, острые коленки, деревянные шарниры и лунки, головы без паричков....(у моей еще ухи весьма оттопыренные).
Вчера свою мерила - точнехонько 61 см кстати.

ДУнаева это или Диглера - все равно интересно что-то прояснить.

Аватара пользователя
Dalila
Dolls, dolls, dolls
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 08 янв 2009, 11:45
Откуда: Москва

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Dalila » 21 июн 2010, 14:47

Надо признаться прилюдно, что я самый великий тормоз на планете Земля! Это у нас в апреле был еще разговор по поводу клейм Дунаева, а я только сейчас начала чистить почту и обнаружила одно непрочтенное письмо, где и содержалась "тайна золотого ключика". Было написано: "Олеся, если у тебя есть второй том "Энциклопедии кукол" Колиман, то на 1020-й странице ты найдешь ответ на свой вопрос (на странице ранее есть отдельный материал о русских куклах)". С холодеющим сердцем я открываю 1020-ю страницу второго тома и что я там вижу? Смотрите сами, девочки, как выглядело клеймение от Дунаева, то есть вот так должна выглядеть его маркировка, включая и "звезду Давида":
Изображение

А это как раз страница про русских кукол. Надеюсь, что текст у переплета читабельный, извините, больше не смогли книжку "выгнуть", она ж такая толстая - убить можно!
Изображение

Аватара пользователя
Baccara
Мир кукол зовет...
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 15 июл 2008, 20:08
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Baccara » 21 июн 2010, 16:11

Ээээ... Интересно, это что за звезда Давида? Впервые слышу о такой маркировке.
И очень здорово было узнать рецепт покрытия глиняных кукол - смесь какая-то с желтками и белками.
И... хахаха))) Голову сломала, что за странное слово UTPYWKA)))) Блин, это ж ИГРУШКА!!!! Ну, иностранцы, ну насмешили)))
Олеся, как тормоз - тормозу: СПАСИБО ОГРОМЕННОЕ! Ведь все то же самое лежит на шкафу... Почему не посмотрела раньше? Наверное, потому, что ожидала снова увидеть матрешек.

Аватара пользователя
Dalila
Dolls, dolls, dolls
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 08 янв 2009, 11:45
Откуда: Москва

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Dalila » 21 июн 2010, 17:09

Наташа, ну я тоже держу книгу дома, до сих пор не могу "АсИлить, патамушта многА букФ", а оно, оказывается, вон оно как - хотя бы надо было лишний раз по диагонали полистать. "Звездой Давида" в народе называют шестиконечную звезду. Такая же есть и у Kammer & Reinhardt, наверное, Дунаев на него и посматривал, а, возможно, пытался как раз создавать кукол в его стиле. И, наверное, из-за того, что как раз Колиман "снимали" изображение древним методом, то есть через бумажку, поэтому у них оказался недостаточно четкий контур: съелась буква "е" у Дунаева и "в" потеряла один из элементов в Хотьково. Единственный момент, который меня смущает, что Колиман приписывают это клеймо "керамической" кукле из своей коллекции, но "керамическая" - это, скорее всего, и есть наши терракотовые Дуньки, потому что выше она их и именует керамикой. Почему не написала Bisque для клейма? При этом у меня есть Дунька лысая - у нее никаких клейм на голове :? В общем, они могли, наверное, просто перепутать материалы. Но все равно у русских клейм есть какой-то характерный почерк - они любили такой а-ля рукописный стиль с легким наклоном. И еще очень понравился снимок из мастерской - одни мужчины! :)

Аватара пользователя
Baccara
Мир кукол зовет...
Сообщения: 664
Зарегистрирован: 15 июл 2008, 20:08
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Baccara » 21 июн 2010, 17:40

Думаешь, просто содрал звездочку "для красоты"? Странно, ведь из терракоты больше никто не делал, только русские, и если уж драть, то на бисквит. И K*R поставить:) Мне интересно, а может, это тоже знак национальной принадлежности? Вот новости! Дунаев))) (я не антисемит, если что, просто интересно) Или ее просто как модель мироздания на кукольной голове использовали?))

Аватара пользователя
Dalila
Dolls, dolls, dolls
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 08 янв 2009, 11:45
Откуда: Москва

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Dalila » 22 июн 2010, 11:26

Наташа, мне предложили версию любви у нашего промышленника к такой символике. Думаю, не лишено смысла:
"В начале XX века многие были увлечены мистическими течениями, наслышаны о масонах. Даже на большевиков, выбравших в качестве символа государства пентаграмму, поглядывали косо. Дунаев мог быть в числе "сочувствующих", но не самых простых людей (он ведь не покинул Россию после событий 17-го года, а остался), тем более, что использование гексаграммы только иудеями, - это ошибочное представление. Гексаграмма получила свое распространение как символ иудаизма в 19 веке, а до этого она была символом без привязки к какой-то отдельной нации или отдельному религиозному направлению, впервые ее встречают еще в символизме Древней Индии. Шестиконечная звезда встречается и в православии - можно зайти в Храм Христа Спасителя и увидеть это воочию. Символику американской валюты вполне успешно создавал русский художник Рерих - иудаизм опять же был ни при чем, скорее уж масонство. Как бы там ни было, шестиконечная звезда толкуется в символическом плане очень по-разному, что имел в виду Дунаев, большой такой вопрос. Как-то встречалась еще загадочная теория о том, что некоторые куклы помечались "звездой Давида" в символическом плане по аналогии символизма шести дней создания в память о том, что куклы делались по шесть дней. Но, так как мы не знаем в деталях технического процесса, не можем ручаться, сколько времени занимал весь процесс создания игрушки, то версия сомнительная. Плюс есть версия, что гексаграмму использовали очень часто в Восточной Европе в качестве типичного маркировочного символа кукол, предназначенных для польского, чешского регионов. Поэтому куклы со "зведой Давида" могли экспортироваться из России четко для Польши, а в России этот символ, действительно, мог запросто восприниматься как символ аналогии немецкого качества".
Изображение

Аватара пользователя
AlyonaVasile
Мир кукол зовет...
Сообщения: 603
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 23:46
Откуда: Краснодар
Контактная информация:

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение AlyonaVasile » 24 июн 2010, 20:22

"...Вифлеемская звезда; такую форму, согласно толкованиям Библии, имела звезда, сиявшая над домом, в котором родился Иисус. В форме двух, наложенных друг на друга (вершинами в противоположные стороны) треугольников- так называемая звезда Давида, эмблема бракосочетания неба и земли...."

Возможно ключевое - "бракосочетание неба и земли"?
Земля - глина, бисквит. Небо - "одухотворенность", образ живого существа, куклы.

Аватара пользователя
Dalila
Dolls, dolls, dolls
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 08 янв 2009, 11:45
Откуда: Москва

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Dalila » 25 июн 2010, 11:39

Алёна, Вы - настоящий романтик! Ах, как красиво - мне нравится эта версия!!!!! :)

Аватара пользователя
Dalila
Dolls, dolls, dolls
Сообщения: 1611
Зарегистрирован: 08 янв 2009, 11:45
Откуда: Москва

Re: Источники знаний о русских игрушках

Сообщение Dalila » 25 июн 2010, 11:43

Изображение
Девочки, кто уже купил книгу Голдовского "Художественные куклы"? Мне про нее все уши прожужжали, а я так и не приобрела. Очень была скептически настроена, потому что у Голдовского крен на театральные куклы, но на его сайте обнаружила выдержку из книги и была приятно удивлена - тут и про основные заводы, и про освещение каких-то марок. Хотя я против такой структуры энциклопедии, потому что лучше структуры "Кукольной долины" еще не придумали :roll: А кусок книги можно почитать здесь - http://www.goldovsky.ru/files/encyk/kukly-s.pdf . Имхо - стоит обратить внимание на эту книгу.


Вернуться в «Антикварные куклы»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей